Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Полезные советы на тему: "Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока". На страницах собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы или необходимо пояснение, то вы всегда можете обратиться к дежурному консультанту.

Портал педагога

Автор: Суменкова Мария Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11 имени И.А.Бурмистрова г. Ставрополя
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: конспект урока
Тема: Пунктуационный разбор простого предложения
Дата публикации: 17.11.2016
Раздел: среднее образование

Пунктуационный разбор простого предложения.

ЦЕЛЬ:
1)Познакомить с порядком пунктуационного разбора простого предложения. Формировать умение производить пунктуационный разбор простого предложения (устно и письменно). 2) систематизировать изученный материал о постановке знаков препинания в простом предложении, познакомить с порядком устного и письменного разбора. 3) Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.
Ход урока:

Орфографическая минутка: упр. № 212 по учебнику.

[2]

Работа по теме урока:

речи
выражены главные и зависимые слова? Замените зависимые слова-существительные однокоренными прилагательными и запишите. Куртка матроса, костюм для карнавала, приметы осени, комната для детей, лодка рыбака, крик птиц, дробь барабана, шёлк парашюта. Разберите по составу 2—3 прилагательных. — Объясните правописание гласных и согласных.
Словарь
. Карнавал, карнавальный.
Языковая разминка
Запись и анализ предложения. Вода устала петь, устала течь, сиять, струиться и переливаться. Найти все известные орфограммы. Объяснить расстановку знаков препинания и начертить их схему. Произвести синтаксический разбор этого предложения.
3.

разбора
простого предложения — стр. 105-106. Упр. 231 письменно.
Объяснительный диктант.
Хорошо, спокойно жилось в норке. Скрип сделался стремительным, сильным. Но вдруг забеспокоились стрижи. Они летали, кружились, лепились на проводах. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать. И в конце августа на рассвете услышал призывный голос вожака. Он звал в отлёт. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собой лето. Где ты, маленький Скрип? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето! (По В. Астафьеву.)

2. Разбор простых предложений.
— Прочитайте предложения, в которых поставлены знаки препинания, произведите их устный пунктуационный разбор. — Произведите синтаксический разбор предложений второго абзаца. 3. Составьте предложение по схеме:
Домашнее задание: параграф №45, упр. № 230 писать.

Пунктуационный разбор простого предложения

Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Каждый раз с нетерпением жду газету. Интересно знать, как работают учителя русского языка из разных уголков нашей страны. Как приятно, что так много людей, которые по-настоящему любят русское слово, которые своим воспитанникам прививают любовь к русскому языку.
Мне бы тоже хотелось поделиться с читателями газеты своим опытом проведения уроков.
Один из них – «Пунктуационный разбор простого предложения». Этот урок был проведен в форме игры-путешествия, поэтому в работу были вовлечены все ученики.

Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.

Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.

Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.

1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);
2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание);
3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая);
4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее);
5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное);
6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство);
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение);
8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).

Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.

Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)

Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)

Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте.

(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)

В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Читайте так же:  Докладная на ученика чем грозит

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)

Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание. 5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча.

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения.

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает. (пунктуационный разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой. (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить. (какие знаки препинания нужно поставить в предложении).

Задание. Выполните устно пунктуационный разбор предложения: Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

V. Подведение итогов урока

Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок-практикум по овладению навыком синтаксического и пунктуационного разбора предложения.

Вложение Размер
otkrytyy_urok._sintaksicheskiy_i_punktuatsionnyy_razbor_prostogo_predlozheniya.docx 416.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка в 5 классе

«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Подготовила: учитель русского языка

Халиева Ирина Анатольевна

МБОУ «Ложковская средняя

Планируемые образовательные результаты:

  • обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;
  • знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
  • формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
  • наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
  • развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.
  • формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
  • формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
  • формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.
  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
  • учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
  • рабочие листы для учащихся;
  • карточки для групповой работы;
  • средства мультимедиа;
  • фонограмма музыкального произведения.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. (Слайд 1)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2. Актуализация знаний . Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы познакомились с вами с жанром письма. И домашним заданием было написать письмо Деду Морозу, так как скоро всеми любимый праздник Новый год. Мы договорились, чтобы письмо было не просто с просьбой о подарке, а с рассказом о себе, о ваших мечтах, целях. А чтобы письмо к Деду Морозу дошло без ошибок, я вам в этом помогу.

Читайте так же:  Оплата квартплаты за аварийное жилье

(дети опускают письма в почтовый ящик)

— Ребята, а нам в школу сегодня тоже пришло письмо от литературного героя, вы его все знаете (слайд 2) (дети говорят – Незнайка). Давайте откроем и посмотрим, что же он пишет.

Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:

— Какие бывают предложения по цели высказывания?

— Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?

— Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

— Какие бывают члены предложения?

— Чем может быть осложнено предложение?

Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?

Учитель: И правда, ребята, где пригодятся все эти знания? В каких разборах? (синтаксическом и пунктуационном) Записываем тему. (слайд 3)

3. Повторение. Составление алгоритма. (заполнение рабочих листов, на каждом этапе разбор примеров)

1) (Слайд 4) Определите вид каждого предложения по цели высказывания:

— Ноябрь –третий месяц осени.

— Ребята, а вы любите осень?

— Нарисуйте осенний лес.

2) (Слайд 5) Прочитайте предложения с разной интонацией:

— Как осень хороша! Как чисты небеса!

— Наступил холодный ноябрь.

3) (Слайд 4) Чем отличаются эти предложения?

— Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.

— Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.

4) (Слайд 5) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?

Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.

5) (Слайд 6) Перед вами два предложения. Расскажите, чем они осложнены:

— Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)

4. Минута релаксации. (Слайд 7-картинка осень) Ребята, мы с вами хорошо потрудились, по нашему алгоритму мы можем про одно предложение составить целый рассказ. А сейчас настало время немного отдохнуть. Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь . (включается музыка из цикла «Времена года» Чайковского – «Ноябрь» )

И давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы .

5. Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

— А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

6. Применение знаний. Рефлексия.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения (один учащийся работает у доски)

[1]

Поздней осенью птицы улетают на юг.

7. Включение нового знания в систему знаний. Работа с учебником.

П. 45 – Пунктуационный разбор (чтение порядка пунктуационного разбора)

— Для того чтобы выполнить верно пунктуационный разбор, мы должны знать знаки препинания и уметь видеть их функцию в предложении. Запишите, пожалуйста, пользуясь учебником, в ваши рабочие листы с алгоритмами каждый знак препинания в нужную колонку таблицы (Знак завершения, разделения и выделения) (Слайд 8, 9) самоконтроль – сверить с образцом

8. Групповая работа (в парах) . Работа с карточками. Внимательно рассмотрите разборы. Найди ошибки в разборах. Исправьте их.

— Узкая дорожка привела нас к речке . (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)

— Вы любите осеннюю природу ? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое , неосложненное)

что?

— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.

Обсуждение, сверка с правильным вариантом на слайде. (Слайд 11)

— Узкая дорожка привела нас к речке . (Предложение повествовательное , невосклицательное, распространённое, неосложненное)

— Вы любите осеннюю природу ? (Предложение вопросительное , невосклицательное, распространённое , неосложненное)

что?

— На столе лежат помидоры , огурцы и капуста .

В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими .

9. Рефлексия и оценивание.

Наш урок завершается. Незнайке мы отправим ответы на все его вопросы. А вы, ребята, ответьте мне некоторые вопросы:

— Чему научились на уроке?

— Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?

— Что показалось самым трудным?

10. Домашнее задание : (слайд 12) П. 44, 45 упр.228; 231 (устно)

Конспект урока русского языка по теме Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Конспект урока
русского языка в 5 классе
по теме
«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Евсютичева Е.Н.

[1]

Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент

  • WebUrokCom_3573297af09ef6
    Размер файла: 32 kB Загрузок: 3

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Цели: ознакомить учащихся с порядком пунктуационного разбора; учить производить пунктуационный разбор.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа. «Пиши правильно».

III. Знакомство с порядком пунктуационного разбора, с. 86–87.

IV. Выполнение упражнений 220, 221.

V. Самостоятельная работа (отражена на экране)

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Читайте так же:  Алименты от ип на ребенка

Ты сид_ на трибун_ ст_диона и смотр_ футбольный 2 ма_ч 4 . К_питан команды устр_мился с мячом 3 к в_ротам пр_тивника, и ты как бы беж_ вместе с ним. Ты хоч_ помоч_ и нап_дающему и защитнику и врат_рю 5 .Ты боле_ за них, и они это чу?ствуют.

VI. Придумать и записать 2–3 предложения, в которых будут 2–3 грамматические основы.

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме «Предложение»

Цели:

Образовательная: сформировать понятие предложения, грамматической основы предложения, интонации конца предложения.

Развивающая: развивать устную и письменную связную речь.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, прививать интерес к русскому языку.

1. Организационный момент.

Учитель: в тетрадках запишите число, классная работа.

Как называется наша тема, вы узнаете тогда, когда разгадаете ребус (оформлен на отдельном листе).

(П репа’ (п=д) ложка» енот» ‘кит’ Е)

Итак, посмотрите на доску… Правильно, наша тема – Предложение.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня объяснят новую тему ваши одноклассники в небольшой сценке. Пожалуйста!

(Сценка подготовлена заранее. Главные действующие лица: Предложение, Грамматическая основа предложения, Интонация конца предложения, Точка, Вопросительный знак, Восклицательный знак, Многоточие. У героев сценки -знаков препинания- на груди помещены кружки с символами – (.), (?), (!), (…).

У остальных действующих лиц в руках плакаты – “кирпичики” с признаками предложения. Из этих “кирпичиков” в конце сценки будет построен дом для Предложения).

— Пора знакомиться, друзья,
Я – Предложение,
А вот моя семья (показывает на других участников сценки).

Грамматическая основа предложения:

— Кто достоин восхищенья?
Кто ядро предложенья?
Ну, конечно, это я —
Основа грамматическая!
В свой состав включаю часто
Оба главных члена я.
А бывает, что найдёте
Подлежащее одно
Или же сказуемое!

Интонация конца предложения:

— В устной речи я, друзья,
Укажу на конец предложения!

Знаки препинания (хором):

В речи письменной, друзья,
Ставьте знаки препинания!

— Ты сообщенье записал –
Поставь скорее точку!
И не смотри, что я мала,
Ведь я помощница твоя.
За мной на карте города:
Москва, Кувшиново и Тверь,
Я так важна, уж ты поверь!

— Я, ребята, знак вопроса,
Изогнулся весь в дугу-
Тяжела вопроса ноша:
Что? Зачем? И почему?
Как спросить что соберётесь-
Без меня не обойдётесь!

— Я везде, где радость
И где восхищенье,
Хочешь чувства подчеркнуть?!
Меня поставить не забудь!

— Вам больше нечего сказать?
Поставьте многоточие…

— Что сказали мы, друзья,
Записать в тетрадь пора.
Вы постройте-ка мне дом,
Буду жить комфортно в нём!

Все вместе строят дом для Предложения – свои “кирпичики” помещают на доску.

Такие же домики раздают ребятам, чтобы они сравнили свои домики с домом на доске и дописали бы пропущенные сведения – работа с тетрадью для схем.

Дом Предложения на доске:

Дом Предложения на листках у ребят:

Учитель: Это дом для Предложения, а вы живёте в домах, расположенных на улицах нашего города. К сегодняшнему уроку вы писали рассказы и стихи о любимой улице, в которых с теплотой отзывались о неповторимой природе нашего края. Проверяя ваши работы, я обошла полгорода: посетила и Садовую улицу, и Советскую, и 8Марта, Октябрьскую, Пионерский бульвар, Западную, Семашко.

А все вместе мы побываем в Комсомольском парке и встретим там летнее утро. Сейчас за окном пасмурная осень, а мы вспомним о солнечном лете.

Ой, вот беда! Все слова перемешались, где какое предложение, не разберёшь. Ребята, помогите мне восстановить предложения (каждое слово поставить на своё место) – я раздам вам полоски бумаги с записанными словами, а вы составите предложения и запишите в свои тетради.

  1. утро летнее хорошо!
  2. из-за показалось полоски вот солнце синей.
  3. его в лучах гигантских краснеют утренних сосен вершины.
  4. расстилается над туман рекой.
  5. в глядится небо зеркальную синее воду.
  6. на листве блестит яркой роса деревьев.
  7. утру радуются птицы, деревья, летнему цветы.
  8. облака белоснежные лёгкую тень иногда бросают зелёную травку на, синюю гладь на реки.

но подует ветерок, тени и исчезают.

Учитель раздаёт полоски со словами каждой паре учащихся, дети составляют предложения и записывают в тетрадь.

— Что же у нас получилось?

Каждая пара читает своё предложение с соблюдением интонации конца предложения – получается текст, с которым мы будем работать.

Учитель раздаёт каждому ученику отпечатанный текст.

3. Работа с текстом

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Хорошо летнее утро! 2. Вот из-за синей полоски показалось солнце. 3. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. 4. Над рекой расстилается туман. 5. Синее небо глядится в зеркальную воду. 6. На яркой листве деревьев блестит роса. 7. Летнему утру радуются птицы, деревья, цветы. 8. Белоснежные облака иногда бросают лёгкую тень на зелёную травку, на синюю гладь реки. 9. Но подует ветерок, и тени исчезают.

1. Как можно озаглавить данный текст? – Летнее утро в парке.

2. Какими близкими по значению словами можно заменить слова:

показалось (солнце) — появилось,
гигантский – огромный;
глядится – смотрится;
блестит – сверкает

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Летнему утру радуются птицы, деревья, цветы.

4. Выполните пунктуационный разбор 8 и 9 предложений.

Учитель: Теперь я предлагаю вам самим выбрать задание, которое мы будем выполнять. На магнитной доске прикреплены фотографии (размер – 18х21) с видами нашего города.

Выбирайте понравившуюся фотографию, читайте на обороте задание и выполняйте.

5. Найдите в тексте (в указанных предложениях) слова с орфограммами (слова выписать, орфограмму обозначить):

  • безударная гласная в корне слова проверяемая (предложение №2)
  • звонкие и глухие согласные в корне слова проверяемые (предложение №8)
  • непроизносимые согласные в корне слова (предложение №3)
  • правописание приставок, не изменяющихся на письме (2 слова с ПО-) (предложения №2,9)
  • правописание безударных личных окончаний глаголов (предложение №9)
Читайте так же:  Как оформить опекунство над родителями, мамой, отцом

Фотография, на обороте которой написано задание №5 (Улица в г.Кувшиново, с 1976 года носящая имя С.И.Ожегова)

6. Выполните морфологический разбор слов: на травку, птицы, в зеркальную (воду), краснеют, показалось.

Фотография, на обороте которой написано задание №6 (Дом, в котором 10 сентября 1900 года родился С.И.Ожегов).

7. Найти в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Фотография, на обороте которой написано задание №7 (Здание Народного дома, построенное в 1913 году)

8. Выполните морфемный разбор слов: глядится, белоснежные, показалось.

Фотография, на обороте которой написано задание №8 (Здание Народного дома. Фото начала 20 века).

9. В предложениях №2, 3, 4, 5, 6 выделите грамматические основы.

Фотография, на обороте которой написано задание №9 (Улица старого города).

4. Подведение итогов.

— Вот и настала пора возвратиться к дому Предложения. Давайте вспомним основные признаки предложения (ученики называют черты предложения по дому – схеме): Предложение – это высказывание о ком-то, о чём-то. В предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое, основа предложения может включать только подлежащее или только сказуемое. В устной речи предложение произносят с особой интонацией – интонацией конца предложения. В письменной речи в конце предложения ставят точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Многие ребята активно работали и получили хорошие отметки:

5. Домашнее задание:

Выделите основы предложений в стихотворении, написанном вашей одноклассницей Жуковой Светой.

Учитель читает стихотворение и раздаёт отпечатанный текст каждому ученику.

Улица Гражданская, я люблю тебя!
Здесь, на этой улице, отдыхаю я.
Лес, ручей, а вокруг поля!
Дом у дороги. Вековые тополя.
Ты так красива,
Ты так тиха!
Иду по тропинке,
Вижу ивы, рябинки.
Гуляют по улице
Красивые коты.
А я собираю
В поле цветы.
Лишь гудки паровоза
Вдалеке слышны.

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен, до свидания!

Пунктуационный разбор простого предложения — Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: познакомить со структурой пунктуационного разбора простого предложения; научить устному и письменному разбору; совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Коррекция. Познавательные УУД. Работа с планом. Синтез знаний. Перевод текстовой информации в графическую. Коммуникативные УУД. Ведение диалога.

I. Синтаксическая разминка.

Составляем предложение. Условия: учитель читает предложения и указывает, какой член предложения из него надо выписать. Выписав все необходимые компоненты, учащиеся складывают предложение.

Выпишите из указанного предложения:

Ответ: Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)

II. Работа по теме урока.

1. Повторение понятий пунктуация, знаки препинания (с. 59—60); сведений об истории знаков препинания.

2. Знакомство с порядком пунктуационного разбора, с видами знаков препинания (завершения, разделительные, выделительные), с образцами устного и письменного разбора. Учитель дополняет объём письменного разбора составлением схемы предложения. Схема предложения из образца:

3. Устный и письменный разбор предложений упр. 230. У доски составляются схемы предложений.

Словарная работа: бешеный, предтеча.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 231. Напоминаем, как схематически обозначаются обращения.

2. Графический диктант.

1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился. (М. Лермонтов) 2) На небе месяц побледнел и скрылся. (А. Будищев) 3) Всё по тебе, мой друг, тоскую я. (А. Жемчужников) 4) Где же я найду полевые цветы: ромашку, высокий тмин, гвоздику? 5) Ночь в степи прохладна и ясна. (В. Катаев) 6) Мужество — первое богатство человека. (Пословица)

IV. Подведение итогов урока.

— Зачем нужен пунктуационный разбор?

— Чем он отличается от синтаксического?

— Как взаимосвязаны эти разборы?

V. Домашнее задание. Упр. 212. Сделать пунктуационный разбор 2-го предложения.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения — СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: познакомить с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора; развивать навыки самостоятельной работы, работы с тестами; проверить знания учеников по темам “Обращения”, “Вводные слова”; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; научатся применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 225 или 226 — чтение и обсуждение творческих работ.

2. Задание из рабочей тетради.

III. Самоопределение к деятельности

Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о простом предложении, и скажите, какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор. (Обсуждение и вывод.)

— Сверим выводы с материалами учебника (порядок синтаксического разбора: § 44, с. 104).

— Почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое? (Примерный ответ. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. У каждого главного члена есть своя группа зависимых слов: в группу подлежащего входят определения, в группу сказуемого — дополнения и обстоятельства. Сама грамматическая основа синтаксически независима.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

1) Упр. 227 — выполнение заданий (устно).

2) Упр. 228 — выполнение задания (на доске и в тетрадях).

3) Самостоятельное изучение материала учебника (порядок пунктуационного разбора: § 45, с. 105—106).

— Какие знаки называются разделительными?

— Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?

— Почему выделительные знаки так называются?

4) Упр. 230 — выполнение задания (устно).

2. Словарная работа.

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 105 (интересоваться, увлекаться), в тетрадь-словарик, составьте с ними предложения.

V. Тест по темам “Обращение”, “Вводные слова”

Тест 11 (по вариантам): см. КИМы.

2. Упр. 231 — выполнение заданий (устно).

3. Упр. 229 — описание картины Ф. Решетникова “Мальчишки”.

Синтаксический разбор простого предложения

Урок 19. Русский язык 5 класс

Конспект урока «Синтаксический разбор простого предложения»

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

Читайте так же:  Акт о проживании или непроживании по адресу

· Что мы знаем о предложениях?

· Как выполнить синтаксический разбор?

· Чем отличаются устный и письменный разборы?

Вспомним: предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.

Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

В предложении обязательно есть грамматическая основа.

Она может состоять из одного или двух главных членов.

А теперь давайте побываем на Фабрике предложений.

Сначала мы попадаем в цех номер один. Это цех Общих характеристик.

И рабочие цеха как раз получили предложение, которое нужно разобрать.

В саду расцвели красные и белые розы.

Мы не только разберём его, но и будем записывать самую важную информацию об этом предложении.

И первое, что мы должны узнать, – это какая цель у этого предложения. Для чего оно?

Так-так… кажется, нам придутся обратиться в отдел технической информации.

Вернёмся в цех. И посмотрим на наше предложение. В нем нет ни побуждения, ни вопроса. Это предложение повествует о событии.

Значит, оно повествовательное. Отметим это.

Какие ещё характеристики важны для предложения? Нужно узнать, какая у него интонация.

Обратимся в отдел информации! Вот что нашла сотрудница отдела:

По интонации предложения бывают невосклицательные и восклицательные.

Невосклицательные предложения используются для передачи обычной речи. В конце таких предложений ставится вопросительный знак или точка.

Восклицательные предложения используются для выражения сильных чувств. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Ну что же, время вернуться в цех. Посмотрим на наше предложение. Восклицательного знака не видно. Это обычная речь. Значит, предложение невосклицательное. Отметим это.

И теперь мы можем переместиться в следующий цех. Это Разборочный цех.

Из чего же состоит наше предложение? Сначала нужно отыскать самые важные детали.

То есть, нам нужна основа предложения.

На помощь нам вновь приходит отдел информации.

Возвращаемся в цех.

В нашем предложении розы – это подлежащее. А расцвели – это сказуемое. Значит, основа предложения – розы расцвели.

Но ведь в нашем предложении как будто есть ещё какие-то детали! Второстепенные.

И отдел информации тут же напоминает нам.

Посмотрим на наше предложение. Хорошо видно, что в нем есть не только грамматическая основа. Значит, предложение распространённое. Нужно это записать.

А если у нас есть второстепенные члены, значит, мы должны их обозначить. И поставить вопросы. Кстати, а какими бывают второстепенные члены?

Кажется, нужно обратиться в информационный отдел! А там уже нашли все, что нужно.

Вернёмся в наш цех. Сначала поставим вопросы от подлежащего.

Розы – какие? Красные. Это определение.

Розы – какие? Белые. Это тоже определение.

Поставим вопрос и от сказуемого. Расцвели – где? – в саду. Это обстоятельство.

Ну вот, мы выяснили, из чего состоит предложение. Но неужели нам больше нечего сказать? Может, есть что-то, что нужно отметить дополнительно?

И мы перемещаемся в цех номер три – Дополнительных характеристик.

Что нам нужно искать в предложении?

Отдел информации подсказывает, что мы успели познакомиться с однородными членами предложения.

И ещё мы познакомились с обращениями.

Поищем в нашем предложении однородные члены и обращения.

Ага, вот. Красные и белые. Эти слова относятся к подлежащему розы и отвечают на один вопросы.

Значит, это однородные определения.

А вот обращений в предложении нет.

И теперь мы можем перейти в последний цех – Цех тестирования готовой продукции.

[3]

Нужно свести воедино всю информацию, которую мы получили о предложении.

Это предложение – повествовательное, невосклицательное. Основа предложения – розы (подлежащее) расцвели (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Розы (какие?) красные и белые – однородные определения, произносятся с интонацией перечисления. Расцвели (где?) в саду – обстоятельство.

И у нас получился образец разбора предложения!

Правда, это образец устного разбора. Для письменного разбора нужна та информация, которую мы записывали: предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

Так что нам нужно для разбора предложения?

Сначала мы указываем вид предложения по цели высказывания. Потом вид предложения по интонации. Указываем грамматическую основу предложения. Определяем вид предложения по наличию второстепенных членов. Обозначаем второстепенные члены и вопросы, на которые они отвечают. Отмечаем, есть ли в предложении однородные члены и обращения.

Проведём небольшую тренировку.

[1]

Разберём такое предложение:

Карина, ты выполнила своё задание?

Это предложение – вопросительное, невосклицательное. Основа предложения – ты (подлежащее) выполнила (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Выполнила (что?) задание – дополнение. Задание (чьё?) своё – определение. Карина – обращение.

Обратите внимание на разницу устного и письменного разбора.

Разберём ещё одно предложение:

Сегодня мы отлично поработали!

Это предложение – повествовательное, восклицательное. Основа предложения – мы (подлежащее) поработали (сказуемое). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Поработали (когда?) сегодня – обстоятельство. Поработали (как?) отлично – обстоятельство.

Заметьте, наши обстоятельства – не однородные. Они относятся к сказуемому. Но отвечают на разные вопросы.

Итак, запомним: для разбора предложения мы делаем следующее.

· указываем, повествовательное перед нам предложение, вопросительное или побудительное.

· указываем, восклицательное или невосклицательное перед нами предложение.

· находим главные члены предложения.

· выясняем, распространённое или нераспространённое перед нами предложение.

· обозначаем второстепенные члены предложения и вопросы, на которые они отвечают.

Видео (кликните для воспроизведения).

· если есть однородные члены предложения и обращения – отмечаем это.

Источники


  1. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

  2. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here